Как мы съездили в Царицыно
(сочинение по Проппу)

Гимназия не то чтобы часто радует нас возможностью куда-то выехать, поэтому мы хватаемся (я хватаюсь) за каждую поездку, даже если само место не то чтобы нас (меня) интересует. Главное во всех этих историях — преодоление порога, выход из круга —огороженное пространство вокруг гимназии — скорее квадрат, но имеет ли это значение — попадение (падение) в другое. Однако в этот раз и само место оказалось необычным, фэнтезийным в какой-то мере. Сюжет нашего (моего) путешествия в другое сопоставим с сюжетом народной сказки: его можно разложить на типичные ходы, выделенные в книге "Морфология волшебной сказки". Я попробую рассказать нашу (свою) историю, опираясь на эти элементы, раскладывая на них школьное сочинение и собирая что-то совсем другое.

1
Вредительство

Начинается сказка с вредительства или недостачи — если не считать вредителем ковид, ограничивший гимназистам право передвижения по Москве, ясно, что больше подходит второй случай. Герою чего-то не хватает, и он отправляется это искать. Нам, очевидно, не хватает впечатлений, поэтому мы едем за ними в Царицыно. Знаний нам тоже не хватает: заранее сказали найти и впитать основную информацию о месте, но разве мы ищем лёгкие пути.

2
Отправление в путь

Герой уходит из дома, "он идет по дороге из города в темный лес, где полно паутин" и прочих неприятных вещей. Герои выходят за территорию гимназии, доблестно доползают до ближайшей станции метро и едут. С основной задачей не потерять по пути половину участников вроде бы справляются. Лес как место, где происходят основные события. Царицыно как лес: пространство, в котором всё происходит по другим законам. Здесь накладываются друг на друга времена (мирно соседствуют древние курганы-захоронения, здания 18 века и современные туристы), стили (дворец-фантом, замысел Баженова и реально осуществлённый проект Казакова), здесь есть что-то, много лет привлекающее неформалов (хиппи, толкиенистов и прочих в меньших пропорциях) и местных волхвов. Мы видели неоязыческое капище, сюда реально молиться приходят. Лес — в его сказочном понимании — как он есть.

3
Даритель

Герой встречает дарителя, выдерживает его испытания и получает что-то полезное. Егор Николаевич и Иван Сергеевич преображаются из учителей университетской гимназии в всеведающих проводников = дарителей знаний (а тут Потёмкин с косой танцевал) и опыта (идите белый камень потрогайте). Главное испытание: не отстать от группы и не потерять нить повествования. Справившиеся получают пресловутые знания и опыт.

4
Битва со злодеем-вредителем

В роли злодея — усталость и нежелание идти дальше, в роли героя — всё те же. Солнце светит, ноги ходят, пространство Царицына не кончается. В поле кто-то почти заблудился. Однако героям положено преодолевать — и герои преодолевают. Героям (по крайней мере, мне) даже нравится. Даже очень. Места здесь красивые, и люди в разноцветных костюмах тоже красивые. Группа особо отважных капибар идёт с Егором Николаевичем на поляну, где в самом разгаре праздник неформалов. Ничего страшного или крамольного — обычные счастливые люди. Наше (моё) последнее сражение — с собственными предубеждениями и шаблонами. Победить получается.

5
Триумфальное возвращение

Снова метро с одной пересадкой, перед этим — поход в ближайший продуктовый во избежание общей голодной смерти. По пути домой (как давно я стала так говорить про гимназию?) рефлексирую на тему поездки. Из рефлексии складывается примерно написанный выше текст. Хороший выезд получился, я и сама не ожидала. Мы выходим из-под земли и идём к зданию гимназии, сказочный лес (пространство вне) кончается, граница сейчас будет пересечена, граница пересечена. Герой возвращается, но уже не совсем тем, кто уходил. Вряд ли Царицыно сильно нас изменило, но в любом случае добавилось к каталогу воспоминаний, стало событием, о котором можно полноправно сказать: "и я там был" и далее по тексту.

Конец.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website