Семиотическое пространство гимназии
Знаки. Иконки. Символы… Каждое обозначение так или иначе имеет для нас какой-либо смысл. Даже столько известный гимназистам стук в дверь тоже является знаком-индексом: за ним следует определенное действие, и оба его субъекта понимают, какое именно. Но какое же значение имеют знаки для брендирования пространства? Огромное! Возможно, вы не замечали, но гимназия буквально наполнена ими… и некоторые знаки или их сочетания начинают ассоциироваться только с ней (ну, или хотя бы направлены на это).
Наверное, первое, что приходит в голову и на что стоит обратить внимание, - это само название учебного заведения. Гимназия не номер 7, не 8, не 9, а именно «Университетская». Здесь не стоит искать тайных значений и смыслов, это просто способ почеркнуть, что гимназия является структурным подразделением МГУ и неразрывно связана с Университетом. Существенно влияет это и на брендирование учебного заведения: как бы сильно не было связано имя Ломоносова с Московским Государственным Университетом, многие школы/гимназии/лицеи столицы и не только названы его именем. А «Университетская» только одна.
Еще одним семиотическим способом выразить преемственность гимназии по отношению к МГУ являются ласточки. Их изображение присутствует и на официальной эмблеме гимназии (где как раз показан «перелет» этих птиц из гимназии в легко угадываемый силуэт университета), и во внутреннем оформлении гимназии. Так украшения колонн в атриуме, приуроченные к выпускному в июне 2021 года, представляют собой вырезанных из гимназии ласточек, «цепочка» которых обвивает колонны.
Однако, также на колоннах присутствуют и другие «бумажные» символы… сначала их можно принять за обычные «картинки», коими они, говоря откровенно, и являются. Но применительно к гимназии у них есть абсолютно иной смысл. Так книга символизирует историко-филологический профиль, колба – естественно-научный, ракета – инженерный. Некоторые сложности с пониманием значения возникают при анализе изображений так называемой «квадратной академической шапочки» или «конфедератки» и знака суммы… Так, первая сопоставляется с социально-правовым профилем, но такая параллель не совсем очевидна, ведь их, как правило, надевают и выпускники других образовательных направлений, не только бакалавры (или магистры) юридических наук. Но если в случае с конфедератками» можно ошибочно понять значение символа, то во втором случае могут быть затруднения с правильным его восприятием: изображен он таким образом, что из-за формы и бледно-бежевого цвета его легко принять за письмо. Однако, после осознания того, что именно ты видишь, все встает на свои места: между знаком суммы и экономико-математическим направлением существует прямая связь.
Нужно заметить, что в брендировании гимназии присутствуют не только знаки- изображения, но и геометрические формы. Относительно часто встречается такая фигура, как правильный шестиугольник: композиция из нескольких пластинок-досок такой формы украшает один из коридоров гимназии, они присутствуют на баннере с мастерскими, радужное обрамление превращает эмблему в шестиугольник на страницах УГ в твиттере и ВКонтакте…
Но почему же выбрана именно такая форма?
С точки зрения семиотики трактовок может быть несколько:
Владимир Тараненко в своей книге «Разоблаченный логотип, или Психогеометрия» пишет: «У фигуры отчетливо выражен центр. В этом аспекте шестиугольник чем-то сродни кругу. Однозначно есть своя идеология, единство и целостность». Следовательно, фигура может подчёркивать своеобразную экосистему гимназии… Также можно воспринять связь 6 вершин как единство 5 профилей и… учителей? Администрации в целом? Чего-то еще? Вопросы все еще остаются
Вполне возможно, что в выборе шестиугольника не стоит искать скрытого смысла, а стоит смотреть только с чисто практической стороны: «шестиугольник очень легко объединяется с себе подобными в некую ячеистую сеть, которая непрерывно множится». Выходит, что такая фигура могла быть выбрана и просто потому, что при необходимости дополнение композиции на стене не вызовет сложностей. Эту версию, к слову, подтверждает и то, что в атриуме пуфики, окружающие колонны, в основе своей тоже имеют форму шестиугольника… Но это не дает объяснения выбору шестиугольника для оформления эмблемы в соцсетях.
Еще одним примером не очень (точнее, совсем не) понятного знака являются так называемые «Ломоносики». Несмотря на то, что с относительно недавних пор в пространстве гимназии их больше не увидишь, пару недель они все же успели порадовать гимназистов и работников УГ. Представляя собой забавную мини-копию Михаила Васильевича Ломоносова, они с помощью тех или иных элементов должны были служить некой навигационной системой в гимназии… должны были, если бы не одно «но»: проблема «Ломоносиков» как семиотического текста заключалась в том, что они были абсолютно оторваны от контекста, гимназической реальности и не несли в себе какого-либо смысла. К моменту их появления подавляющая часть гимназистов уже была способна легко ориентироваться в не столь уж и сложной системе корпусов гимназии. Некоторые – в силу того, что прожили тут прошлую половину года, учась в 10 или 8 классе, остальные – в силу сообразительности и прошествии достаточного для этого времени в сентябре. Нынешние же восьмые классы и вовсе провели в здании 10 дней Летней школы…


Единственное достаточно явное для того, чтоб его поняла хоть какая-то часть учащихся, назначение «Ломоносиков» заключалось в попытке еще раз выразить преемственность гимназии по отношению к МГУ. На интуитивном уровне понятно, что гимназия – «маленький МГУ», а гимназисты, в свою очередь, - маленькая копию Ломоносова как примера величайшего ученого… Но все же это не объясняет, зачем… для кого… и почему…

Не обошлось во внутреннем пространстве без изображения самого главного здания: так в атриуме сосредоточены 2 картины МГУ. Одна – подарок Виктора Антоновича Садовничего на день рождения гимназии, другая – стереокартина, цветовая гамма которой зависит от ракурса, с которого смотрит наблюдатель… Но как бы символичны ни были картины, сложно объяснить их соседство с изображениями степей, полей и лесов… Никакой связи с гимназией эти места не имеют, о красоте и их декоративной функции говорить не приходится, ведь по стилистике здание гимназии сильно контрастирует с пейзажным реализмом…

Зато в рекреации на первом этаже уже более современная роспись стен смотрится более чем уместно, хотя представляет собой все те же «красочные горы, реки и деревья»: именно там проходят занятия туристического гимназического клуба «Барсучок». Да и сама роспись выполнена педагогами художественной мастерской и приурочена к международному дню художника…

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website